Блог Сергея Лебедева

Социально-психологические механизмы крауд-контроля

14 Декабря 2018
Распечатать

События во Франции демонстрируют тот факт, что французское МВД не использует «мягкие» техники контроля толпы, которые позволяют снизить уровень агрессии или погасить ее в зародыше. В этой статье будет предпринята попытка обобщить имеющиеся в социальной и политической психологии наработки по технике контроля толпы.


Природа толпы


Толпа – это не просто массовое скопление людей. Это социальный агрегат с нарушенной социально-ролевой структурой. Здесь необходимо отметить 2 процесса, характерные для толпы – размывание идентичности и эволюционная регрессия. То, что ответственность и идентичность в толпе размываются, было понятно еще на заре социальной психологии – это отмечали еще Г. Лебон и Г.Тард. В дальнейшем эта идея была подкреплена многочисленными социально-психологическими экспериментами.

Эволюционная регрессия означает, что актуализируются ранние пласты психики – наиболее древние и примитивные.


01s.jpg

Фото Lucas Barioulet


Деанонимизация толпы


Одна из ключевых задач по управлению толпой – разрушение иллюзии анонимности. Участник толпы должен воспринимать себя не безликим винтиком, а личностью, несущей ответственность (в т.ч. уголовную) за свои поступки.

Обычно для снижения ощущения анонимности рекомендуется «засылать» в толпу людей с блокнотами, которые будут ходить и что-то записывать. Таким образом, у членов толпы должно сложиться ощущение, что их «берут на карандаш».

Однако подобная стратегия небезопасна для ее исполнителей. Поэтому представляется более эффективным использованием беспилотников, которые будут летать над толпой и фотографировать происходящее. Отмечу, что желательно фотографировать со вспышкой, так как цель – не зафиксировать происходящее, а устранить иллюзию анонимности.


Толпа неоднородна


Очень условно принято считать, что только 10% толпы идейные политические активисты, которые пришли по идеологическим соображениям. Еще 10% - «стяжательная» часть, то есть те, кто хочет воспользоваться хаосом и заняться грабежом. Остальные 80% считаются случайными. Их участие не имеет глубокой идеологической подоплеки, они пришли «на волне эмоций». Они не имеют намерений участвовать в погромах, они просто хотят выразить свое неудовлетворение. Однако и они играют значительную роль, создавая иллюзию поддержки для политических активистов. Социальная коммуникация в толпе происходит аналогично модели «спирали молчания», описанной Э. Ноэль-Нойман – действия меньшинства встречаются молчаливым согласием большинства, опасающегося остаться в социальной изоляции.

Именно поэтому крайне важно выявить «идейную» и «стяжательную» десятки, без которых толпа распадется.


Отвлечь внимание


Однако, как уже отмечалось, 80% создают необходимый психологический фон – иллюзию поддержки. Именно поэтому их внимание необходимо отвлечь. В Португалии во время массовых беспорядков включали трансляции футбольных матчей. В век смартфонов такая уловка, конечно же, уже не сработает. Однако может сработать бесплатная раздача еды, товаров, появление какой-то знаменитости и т.п.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся