Блог Андрея Лямзина

«Т-34». Больше чёрного горя, поэт!

4 Января 2019
Распечатать

Танковая тема не отпускает не только меня. В апреле 2018 года уже вышел фильм «Танки», о том как коварные фашисты накануне войны пытались погубить советское вундерваффе - танк Т-34. Вовсю идут съемки картины «Ильинский рубеж» о Битве под Москвой, с Сергеем Безруковым и Евгением Дятловым. В ней особую роль играют машины Музея военной техники УГМК, что уральцам особенно приятно. И вот, с начала 2019 г., на экранах страны картина с лаконичным, но внушительным названием «Т-34». Похоже, танки стали локомотивами современного кино о войне.

Рекламное начало сеанса в екатеринбуржском кинотеатре «Салют» почти сразу создало интригу. Первый мостик к фильму оказался проброшен среди буйного новогоднего трэшака, подготовленного российскими кинодельцами к длинным праздникам. В житейском хаосе проступили суровые кадры трейлера картины «Союз спасения». Но позвольте небольшое вступление! Помните актёра Хьюго Уивинга, который сначала сыграл в «Матрице» агента Смита, а потом снялся во «Властелине колец» в роли короля эльфов Элронда. Многие тогда никак не могли воспринять его в этой роли и по привычке, в шутку, величали агентом Смитом. Так вот. Тут у нас нечто похожее. Помните замначальника контрразведки танковой армии полковника Федотова из фильма «Белый тигр»? Теперь он не эльф, конечно, но Государь Император Николай Павлович, который в пол голоса произносит: «Все хотят свободы, но никто не хочет за неё платить!» Интересное начало, подумал я, и вернулся к этой мысли уже в конце фильма, на который пришел – «Т-34».

Скажу сразу, фильм мне скорее понравился. Но следует сделать оговорку. Он хорош для определённой аудитории и определённых воспитательных функций, которые справедливо возложены обществом на историю.

Во-первых, он выполняет коммеморативную функцию, напоминая людям о суровых временах Великой Отечественной.

Во-вторых, он учит как минимум одной очень правильной мысли, на которой держится наша страна, и которой нас учили в пионерском детстве на рассказах и повестях А. Гайдара, о которой рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», мысли о том, что всегда нужно сражаться до конца, даже есть только один шанс из тысячи, или же шансов нет вообще. Именно эту волю к борьбе и победе показали советские военнопленные, поднявшие восстание в лагере «Собибор».

В-третьих, эта мысль, как и фильм в целом предназначен скорее, как раньше говорили, «для детей и юношества». Здесь и обилие великолепной компьютерной графики, тщательная проработка деталей техники и униформы, зрелищные голливудские повороты сценария. В фильме практические отсутствуют тяжелые сцены, которые, может, школьникам смотреть пока рановато, но описание жизни концлагеря (съемки проходили в бывшем лагере «Терезиенштадт») даёт некоторое представление о зверствах нацистов.

Впрочем, я не знаю насколько этот фильм будет популярен у молодёжи. Современную молодёжь я почти не понимаю. Я осознал только две вещи. Что у меня с ними колоссальный generation gap. И что молодёжь очень сильно сегментирована на огромное количество групп по интересам. И значительная её часть находится вне поля как государственной пропаганды, так призывов разного рода оппозиционеров.

Процентов 90 людей на нашем сеансе были не моложе 30-40 лет. И я не знаю, что подумали зрители далёкие от масштабного моделизма, игр типа Word of Tanks или War Thunder, никогда не читавшие «М-Хобби» и «Моделиста конструктора» об эстетике этого фильма. Судя по всему, она оказалась близка не всем. Один немолодой дяденька, после того как основной накал событий картины угас, с плохо скрываемой иронией воскликнул: «Ну теперь за чекушкой побегу!»

Эдакий штильбрук обнаруживается и в самом конце фильма. Как сейчас принято, за титрами должна появляться и звучать какая-нибудь задушевная песня или мелодия. В данном случае ею оказалась замечательная задушевнейшая песня Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой», в оригинальном авторском исполнении. И, конечно, на фоне масштабного моделизма картины она звучит так правдиво и пронзительно, что невозможно оторваться. Однако, ы плане стилистической законченности, логично было бы использовать какой-нибудь современный материал. Невольно напрашивалась песня «Не спеши» в исполнениигруппы «Мураками» и их клип, снятый в схожей с «Т-34» стилистике. Но «Мураками» не случилось, потому будем считать Окуджаву связью времён, тоже необходимой современной молодёжи.

«Т-34» отличает прежде всего достаточно высокая точность деталей. Большая любовь и уважение к материальной культуре. Внимание к мелочам даёт достоверность. Техника подобрана на славу, всё как мы любим: окраска, тактические знаки, циммерит, тонкости униформы, фактурная крепость, чешская природа... Компьютерная графика очень хороша и наглядна.

Игру актёров тоже стоило бы отметить. Она есть и на достаточно высоком уровне. Очень хорош подбор артистов, как на главные роли, так и в эпизодах. Хвалят, и я похвалю молодого и модного Александра Петрова. На экране я его ещё не видел, но тут он хорош.

Мне почему-то запомнилась сцена в штабе, куда прибывает главный герой – молодой танкист Николай Ивушкин. Но тут прекрасен израненный командир с руками в металлических штырях и особенно молодой солдатик, который ассистирует своему командиру, вставляет ему в рот сигарету. Он такой юный, почти школьник, но в то же время расторопный и внимательный. Вызывает острое чувство сопричастности...

Хотел бы также отметить интересный образ верующего танкиста Серафима. Сразу вспомнил одного своего товарища по военным сборам, тоже очень верующего. Как будто братья родные.

Что касается сценария, то его хотелось бы прокомментировать немного подробнее. Исторические детали реальных событий мы трогать не будем. Они довольно туманны и требуют дальнейшего изучения. Заметим лишь, что история Второй мировой войны даёт нам множество примеров удачных побегов. Достаточно вспомнить историю лётчика М.П. Девятаева, бежавшего из немецкого плена на бомбардировщике «Хейнкель-111». Так что реальные основания для этой истории имеются.

Но сценарий фильма слишком голливудский.

1) Тут есть супергерой с суперсилой -супертанкист.

2) Он силою обстоятельств находится на обочине жизни и ко всему равнодушен после семи неудачных побегов. Из оцепенения его выводит только новый жизненный шанс и главным образом главный злодей, который шантажирует его убийством девушки. Тут он решает снова взяться за рычаги и показать неприятелю...

3) В комплект входит обязательная love story, хотя тут сценаристов сильно осуждать мне бы не хотелось. Как показывает практика, женская тема порой присутствовала даже в самых сложных обстоятельствах плена.

4) В схеме присутствует проходящий сквозь весь фильм поединок главного героя и главного злодея, который заканчивается столкновением в пустынном промышленном ландшафте. Здесь это небольшой безлюдный городок. И финальная схватка человеко-танков происходит на живописном мосту, где злодей оказывается повержен.

Готичный мост в стиле немецкого романтизма снова отсылает нас, как и в случае с «Белым тигром», к некоторым элементам Нового Средневековья. Ближе к концу картины складывается ощущение, что герои сражаются уже ради битвы и доблести, соблюдая определённый рыцарский кодекс. В последней атаке немецкий ас Клаус Ягер шепчет: «Я не буду убивать тебя, я возьму твою башню и твои гусеницы»...

В этом голливудском молодёжном сюжете не хватает исторической жизненной правды, а есть немного детская вера в то, что наши всегда побеждают. То, что это не всегда так, я отчетливо осознал, когда лет десять назад впервые оказался в Праге, около православного храма Кирилла и Мефодия, стены которого до сих пор хранят шрамы от того боя 18 июня 1942 года. В храме оборонялись чешско-британские диверсанты, совершившие незадолго до этого покушение и убийство рейхспротектора Богемии и Моравии Р. Гейдриха. Бой против частей СС и Гестапо шел семь часов. В итоге немцы никого не смогли взять живыми. Семь чешских диверсантов либо погибли, либо застрелились, чтобы не попадать в плен.

Собор и сейчас хранит память об этом событии. около него хорошо понимаешь, что это типичная судьба разведгруппы, группы находящейся в тылу врага. Выполнить задачу и погибнуть.

Поэтому всю вторую половину фильма я ждал, как они погибнут. И размышлял, как они спланируют самоубийство. Ведь вырваться к своим в такой ситуации было почти невозможно.

И тут я вспомнил слова, с которых начинался сеанс: «Все хотят свободы, но никто не хочет за неё платить!» Сценаристы не хотят платить за свободу, в то время как многие герои сопротивления заплатили за свободу своими жизнями. Впрочем, как и любой человек, всю жизнь борется за свободу и в конце концов погибает.

Как сказал погибший в неравной схватке с самим собой, современный уральский поэт:

Больше неба, тепла, человечности.

Больше черного горя, поэт.

Ни к чему разговоры о вечности,

а точнее, о том, чего нет.


t_34_scene.jpg


Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие глобальные угрозы, по вашему мнению, представляют наибольшую опасность для человечества в ближайшие 20 лет? Укажите не более 5 вариантов.

    Загрязнение окружающей среды  
     474 (59.03%)
    Терроризм и экстремизм  
     390 (48.57%)
    Неравномерность мирового экономического развития  
     337 (41.97%)
    Глобальный системный кризис  
     334 (41.59%)
    Гонка вооружений  
     308 (38.36%)
    Бедность и голод  
     272 (33.87%)
    Изменение климата  
     251 (31.26%)
    Мировая война  
     219 (27.27%)
    Исчерпание природных ресурсов  
     212 (26.40%)
    Деградация человека как биологического вида  
     182 (22.67%)
    Эпидемии  
     158 (19.68%)
    Кибератаки на критическую инфраструктуру  
     152 (18.93%)
    Недружественный искусственный интеллект  
     74 (9.22%)
    Падение астероида  
     17 (2.12%)
    Враждебные инопланетяне  
     16 (1.99%)
    Другое (в комментариях)  
     10 (1.25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся