Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Колонка автора: Санкции
Владимир Морозов

Программный координатор РСМД

Колонка автора: Санкции

Несмотря на обилие законопроектов и других инициатив по введению новых и ужесточению действующих ограничительных мер в отношении Российской Федерации, Конгресс США отложил данный вопрос как минимум до конца текущего года. По существующим прогнозам, новые ограничения, вероятнее всего, будут приняты единым пакетом и будут представлять собой гибрид законопроектов DETER и DASKAA. Тем не менее остается открытым вопрос о том, какие именно меры воздействия (запрет на операции с государственным долгом, санкции против государственных банков, дополнительные ограничения против так называемого «ближнего круга» президента России В. Путина) на РФ будут применены в конечном итоге.

Параллельно с этим американские издания отмечают неожиданный позитивный эффект для российской экономики от санкций. По их мнению, рост цены на нефть с середины августа 2018 г. на 14% одновременно со снижением курса рубля на 17% привело к дополнительным доходам российских экспортеров и российского бюджета. В свою очередь, вызванный этим профицит бюджета рассматривается российскими официальными лицами как дополнительный фактор стабилизации курса национальной валюты. Однако в то же самое время, угроза новых санкций заставляет большинство российских миллионеров держать свои сбережения за пределами российской юрисдикции.

Министерство финансов США в очередной раз продлило сроки продажи бумаг российских компаний En+ и РУСАЛ для американских инвесторов до 12 декабря 2018 г. Хотя ранее заявлялось о достижении компромисса между Минфином США и О. Дерипаской по поводу снижения его доли в холдинге En+, судя по всему, стороны пока не пришли к окончательному соглашению. Примечательно то, что на фоне угрозы введения полноценных ограничений против РУСАЛа возникла возможность закрытия дочернего предприятия компании в Швеции, что в свою очередь вызвало недоумение у официальных лиц страны, не ожидавших такого эффекта «вторичных санкций».

Российский энергетический сектор также является объектом санкций США и ЕС, однако прошедший месяц продемонстрировал, что ситуация в нем отличается от кейсов РУСАЛа и части технологических компаний. Несмотря на определенные проблемы нефтесервисных компаний, а также заморозку совместного проекта итальянской Eni и Роснефти в Черном море, Роснефть и американская ExxonMobil начали переговоры о новых совместных проектах в нефтяной и газовой сфере. Сообщается, что для ExxonMobil уже подготовлено несколько вариантов сотрудничества в области природного газа, переработки и химикатов, причем ни один из этих проектов не подпадает под американские санкции. С одной стороны, это свидетельствует о довольно быстрой адаптации российского ТЭК к ведению международных операций в условиях санкции. С другой — показывает роль российских энергетических компаний в мире, что подтверждается их зарубежными коллегами, которые не ждут таких же санкций, как в случае РУСАЛа в отношении крупнейших российских энергетических компаний, поскольку последствия подобных ограничений, в частности для Европейского союза, могут быть непредсказуемы.

Вместе с тем, несмотря на ограничительные меры в соответствии с законом CAATSA как в отношении российского военно-промышленного комплекса, так и в отношении покупателей российской военной продукции, Россия и Индия заключили контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400. Несмотря на то, что ранее в связи с подобной сделкой между Россией и Китаем США ввели вторичные санкции против КНР, по словам официальных представителей России и Индия учли возможность санкционного давления, и будут стремиться к расчетам в национальных валютах в рамках данного соглашения.

В то же самое время, появилась информация о проблемах в поставках российских истребителей Су-35 Индонезии. В рамках соглашения предполагалось выделение кредита одним из коммерческих банков в пользу «Рособоронэкспорта», что однако будет, скорее всего, расценено со стороны OFAC как действие, прямо подпадающее под определения CAATSA. Вместе с тем, источники ряд российских и индонезийских источников поспешили опровергнуть влияние санкций на исполнение данного контракта.

В свою очередь, Европейский парламент одобрил резолюцию, призывающую усилить санкции в отношении России если конфликт с Украиной в Азовском море еще больше обострится. Европарламент также создаст пост «спецпосланника по Крыму и Донбассу», в юрисдикцию которого будет включена и ситуация в Азовском море.

В то же самое время, ряд представителей ЕС отметились негативными высказываниями в отношении продолжения санкционного давления на Россию. Помимо премьер-министра Италии Дж. Конте, заявившего, что хотя Италия и не воспользуется правом вето в отношении продления или введения новых санкций ЕС в отношении России, но продолжит настаивать на необходимости отмены данных ограничений, премьер-министр немецкой федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания М. Швезиг заявила, что санкции также не должны являться самоцелью политики ЕС в отношении России.

Комментарий Ивана Тимофеева

Санкции против России

Несмотря на обилие законопроектов и других инициатив по введению новых и ужесточению действующих ограничительных мер в отношении Российской Федерации, Конгресс США отложил данный вопрос как минимум до конца текущего года. По существующим прогнозам, новые ограничения, вероятнее всего, будут приняты единым пакетом и будут представлять собой гибрид законопроектов DETER и DASKAA. Тем не менее остается открытым вопрос о том, какие именно меры воздействия (запрет на операции с государственным долгом, санкции против государственных банков, дополнительные ограничения против так называемого «ближнего круга» президента России В. Путина) будут применены в конечном итоге.

Параллельно с этим американские издания отмечают неожиданный позитивный эффект для российской экономики от санкций. По их мнению, рост цены на нефть с середины августа 2018 г. на 14% одновременно со снижением курса рубля на 17% привело к дополнительным доходам российских экспортеров и российского бюджета. В свою очередь, вызванный этим профицит бюджета рассматривается российскими официальными лицами как дополнительный фактор стабилизации курса национальной валюты. Однако в то же самое время, угроза новых санкций, по мнению некоторых изданий, заставляет большинство российских миллионеров держать свои сбережения за пределами российской юрисдикции.

Министерство финансов США в очередной раз продлило сроки продажи бумаг российских компаний En+ и РУСАЛ для американских инвесторов до 12 декабря 2018 г. Хотя ранее заявлялось о достижении компромисса между Минфином США и О. Дерипаской по поводу снижения его доли в холдинге En+, судя по всему, стороны пока не пришли к окончательному соглашению. Примечательно то, что на фоне угрозы введения полноценных ограничений против РУСАЛа возникла возможность закрытия дочернего предприятия компании в Швеции, что в свою очередь вызвало недоумение у официальных лиц страны, не ожидавших такого эффекта «вторичных санкций».

Российский энергетический сектор также является объектом санкций США и ЕС, однако прошедший месяц продемонстрировал, что ситуация в нем отличается от кейсов РУСАЛа и части технологических компаний. Несмотря на определенные проблемы нефтесервисных компаний, а также заморозку совместного проекта итальянской Eni и Роснефти в Черном море, Роснефть и американская ExxonMobil начали переговоры о новых совместных проектах в нефтяной и газовой сфере. Сообщается, что для ExxonMobil уже подготовлено несколько вариантов сотрудничества в области природного газа, переработки и химикатов, причем ни один из этих проектов не подпадает под американские санкции. С одной стороны, это свидетельствует о довольно быстрой адаптации российского ТЭК к ведению международных операций в условиях санкции. С другой — показывает роль российских энергетических компаний в мире, что подтверждается их зарубежными коллегами, которые не ждут таких же санкций, как в случае РУСАЛа в отношении крупнейших российских энергетических компаний, поскольку последствия подобных ограничений, в частности для Европейского союза, могут быть непредсказуемы.

Вместе с тем, несмотря на ограничительные меры в соответствии с законом CAATSA как в отношении российского военно-промышленного комплекса, так и в отношении покупателей российской военной продукции, Россия и Индия заключили контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400. Несмотря на то, что ранее в связи с подобной сделкой между Россией и Китаем США ввели вторичные санкции против КНР, по словам официальных представителей России и Индия учли возможность санкционного давления, и будут стремиться к расчетам в национальных валютах в рамках данного соглашения.

В то же самое время, появилась информация о проблемах в поставках российских истребителей Су-35 Индонезии. В рамках соглашения предполагалось выделение кредита одним из коммерческих банков в пользу «Рособоронэкспорта», что однако будет, скорее всего, расценено со стороны OFAC как действие, прямо подпадающее под определения CAATSA. Вместе с тем, источники ряд российских и индонезийских источников поспешили опровергнуть влияние санкций на исполнение данного контракта.

В свою очередь, Европейский парламент одобрил резолюцию, призывающую усилить санкции в отношении России если конфликт с Украиной в Азовском море еще больше обострится. Европарламент также создаст пост «спецпосланника по Крыму и Донбассу», в юрисдикцию которого будет включена и ситуация в Азовском море.

В то же самое время, ряд представителей ЕС отметились негативными высказываниями в отношении продолжения санкционного давления на Россию. Помимо премьер-министра Италии Дж. Конте, заявившего, что хотя Италия и не воспользуется правом вето в отношении продления или введения новых санкций ЕС в отношении России, но продолжит настаивать на необходимости отмены данных ограничений, премьер-министр немецкой федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания М. Швезиг заявила, что санкции также не должны являться самоцелью политики ЕС в отношении России.

Реакция России

Российская Федерация выступила с рядом инициатив, как по преодолению санкционного давления США и частично ЕС, так и с введением собственных ограничительных мер. В первую очередь выделяется подписанный президентом России В. Путиным указ о специальных экономических мерах (санкциях) против украинских юридических и физических лиц. Такое решение принято в ответ на введение Украиной ограничительных мер в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации. Конкретные меры, а также перечень лиц, в отношении которых будут введены ограничения, разрабатываются Правительством РФ и по последним данным будут включать в себя заморозку активов на территории России, наряду с запретом на въезд в страну для физических лиц, и затронут порядка 360 юридических и физических лиц. Отмечается, что эффект данных мер для украинских компаний и экономики в целом будет негативным.

В рамках снижения эффектов от действующих и возможных санкций США Россия последовательно сокращает свои вложения в американские ценные бумаги. Во многом это делается с целью избежать блокировки активов в рамках одного из новых потенциальных пакетов американских санкций. Кроме того, предлагается освободить от выплаты дивидендов российские предприятия ВПК в части направления чистой прибыли на реализацию инвестиционных проектов. Однако, в то же самое время, по утверждению российских органов государственной власти, вопрос с предоставлением индивидуальных льгот для подсанкционных компаний остается открытым.

Политика ЕС

Совет Европейского союза ожидаемо утвердил новый режим введения санкций в рамках борьбы с использованием и распространением химического оружия. С 15 октября ЕС сможет вводить санкции в отношении лиц и организаций, независимо от национальности и местонахождения, занимающихся разработкой и использованием химического оружия, где бы то ни было. Данные ограничительные меры направлены не только против частных лиц и организаций, которые были напрямую задействованы в разработке или применении химического оружия, но и против тех, кто оказывал этим организациям и лицам финансовую, техническую или материальную поддержку, или же поощряет их к действию.

Новый режим предусматривает введение таких санкций, как запрет на поездки в ЕС и замораживание на территории Евросоюза финансовых активов лиц и организаций. Кроме того, физическим и юридическим лицам ЕС запретят выделять средства в распоряжение тех, кто попал в санкционный список.

Санкции в отношении Ирана

Министр финансов США С. Мнучин признал, что США вели переговоры с системой межбанковской передачи информации SWIFT об отключении Ирана от этой системы. Ранее Иран был отключен от SWIFT в 2012 году до заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе в 2015 г. Хотя у Вашингтона и нет большинства в совете директоров (ранее решение об отключении Ирана от данной системы было принято благодаря содействию стран ЕС), администрация США может ввести санкции против самой SWIFT с целью оказать давление на компанию.

На фоне приближающегося в ноябре второго раунда санкций США в отношении Ирана, которые среди прочего будут включать и запрет на покупку иранской нефти, появились сообщения о согласовании Москвой, Тегераном и Анкарой механизма по минимизации эффекта данных ограничения. По информации израильских источников, планируется, что сырую иранскую нефть будут поставлять через Каспийское море на нефтеперерабатывающие заводы в России, откуда она в свою очередь уже будет продаваться по миру российской стороной. Планируется, что ЕС закроет глаза и не станет препятствовать подобной схеме, в попытках удержать Иран в рамках соглашения по ядерной программе.

В свою очередь Минфин США полагает, что в случае с отключением Ирана от SWIFT и ограничения на экспорт нефти, цена на нефть не вырастет, и поэтому большинство нынешних покупателей иранской нефти не получат исключений из санкционного режима. Индия уже заявила, что продолжит покупать иранскую нефть, несмотря на возможные ограничения в связи с новым санкционным пакетом. При этом, данное заявление проходит на фоне сообщений о том, что Китай постепенно сокращает закупки иранской нефти, хотя данные действия объясняются не столько страхом перед вторичными санкциями США, сколько возросшим предложением нефти со стороны Саудовской Аравии, стремящейся сгладить последствия внешнеполитического кризиса в связи с убийством оппозиционного журналиста.

Санкции в отношении КНДР

США дополнительно ввели ограничения в отношении ряда физических и юридических лиц в КНДР. Под дополнительные санкции попал ряд физических и юридических лиц в КНДР (Центральный банк и несколько коммерческих банков, Национальная научная академия безопасности, национальная авиакомпания Air Koryo и др), КНР (в основном, банки) и РФ (нефтяная компания «Приморнефтепродукт», ряд судов). Также под вторичные санкции попали строительные компании (Алжир, Кувейт).

Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 5)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся