Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.22)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Артур Казинян

Ph.D, эксперт-международник

Колонка автора: Постсоветская хроника

Россия сегодня сталкивается с рядом серьезных проблем, которые порождают потребность в дополнительных политических коммуникациях. В подобных обстоятельствах небольшой по своим политическим масштабам Ереван может быть посредником в процессе налаживания диалога между различными международными акторами. Уже сегодня Армения, будучи членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), имеет соглашение о всестороннем и расширенном партнерстве с Европейским союзом (ЕС). Это, как минимум, создает дополнительную возможность для ведения диалога между ЕАЭС и ЕС с одной стороны, а также Россией с ЕС и отдельными европейскими странами — с другой. При формировании предсказуемой стратегической модели российско-армянских взаимоотношений по американо-израильскому образцу страны способны создать новые качественные коммуникационные возможности, без которых будет невозможно вести эффективную политику.

Недавние политические перемены в Армении породили обсуждение внешнеполитических приоритетов властей. Последние события, связанные с назначением нового генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в очередной раз актуализировали дискуссии о проблемах взаимопонимания внутри евразийского блока, в частности об отношениях Еревана и Москвы в двусторонних и многосторонних форматах. Для армянской стороны, блокированной Турцией и Азербайджаном, российский фактор имеет определяющее значение в обеспечении военно-технической и экономической безопасности. Геополитические обстоятельства привели к участию Армении в пророссийских интеграционных проектах и последовательной поддержке внешнеполитической линии Москвы в рамках международных организаций. Многие примеры демонстрируют, что с момента обретения независимости армянская сторона стремилась добросовестно выполнять свои обязательства.

pashinian2m.jpg
Сергей Маркедонов:
Армянский «транзит»

В свою очередь, российское руководство каждый раз подчеркивает особые отношения между странами и народами. Конечно, идеальных союзов не существует, и к проблемам в межгосударственных отношениях нужно относиться спокойно, но последние тенденции кризисов не могут не вызывать беспокойства. Современная Россия традиционно имеет широкий спектр интересов в глобальной политике и особенно на постсоветском пространстве — в зоне особого влияния Москвы. Геополитические амбиции Армении объективно скромнее, однако основной политический и экономический инструмент — диаспора — разбросана по всему миру, что заставляет Ереван поддерживать сбалансированные отношения с Европейским союзом, Соединенными Штатами, Ираном и арабскими странами. Таким образом, первое, что необходимо сделать во избежание серьезного кризиса — признать наличие многовекторных интересов и выстроить диалог на основе взаимовосприятия интересов друг друга.

Второй шаг заключается в формировании стратегического фундамента, на основе которого будут построены межгосударственные отношения. К сожалению, нынешний формат армяно-российских отношений определяется ситуативными подходами и крайне ограниченными кейсами. Для успешного строительства долгосрочного диалога необходимо прийти к новой концепции по примеру «стратегической двойки» США — Израиль. Многие эксперты и аналитики, говоря о стратегических альянсах, приводят в пример отношения именно между этими странами. Конечно, они имеют свои сложности — достаточно вспомнить последнее «ядерное соглашение» с Ираном и последовавший за этим кризис отношений Вашингтона и Тель-Авива. Однако даже в самые сложные периоды стороны не переходили «красную линию». Особенно популярен этот нарратив (модель «Америка — Израиль») в армянской среде, где к России традиционно относятся не просто как к политическому союзнику, а как к исторически дружественной стране, которая поддерживала армянский народ в самые сложные периоды истории — Петр I и Екатерина Великая даровали армянам значительные торговые и экономические привилегии, а десятки тысяч потомков жертв геноцида 1915­–1923 гг. нашли здесь второй дом. Сиюминутные политические игры не оказывают большого влияния на отношение к нему большинства армян, и именно на этом ценностном нарративе необходимо формировать фундамент всеобъемлющих отношений между двумя странами. Далее строится «первый этаж» — это российско-армянская община как носитель двух цивилизационных и культурных кодов. На сегодняшний день, по разным оценкам, в России проживают от 1,5 до 2 млн граждан армянского происхождения, глубоко интегрированных в общественную и экономическую жизнь страны. Более того, так называемые «общинные трансферты» являются важнейшим элементом финансовой и экономической безопасности Армении. Данные 2017 г. указывают на рост в 14,6% по сравнению с более ранними показателями 2016 и 2015 гг. Кроме того, именно российские бизнесмены армянского происхождения — Самвел Карапетян, Рубен Варданян, Сергей Амбарцумян и другие — реализуют крупнейшие инвестиционные и благотворительные проекты. Однако из всего потенциала диаспоры используется лишь малая часть (деятельность крупных бизнесменов), в то время как значительные слои — молодежь, научные и культурные круги и т.д. — практически выключены из процесса создания плацдарма мягкой силы.

Остальные «этажи» — это военно-технические, финансовые и экономические взаимоотношения. В основу новой концепции должен быть заложен принцип долгосрочного геополитического инвестирования. Как уже отмечалось, в американо-израильских отношениях существуют определенные проблемы, однако Вашингтон выстраивает политику баланса сил на основе достаточного усиления своего союзника (сильный Израиль — гарант стабильности и безопасности). Нет сомнений в том, что Россия заинтересована в сохранении баланса сил и безопасности в Закавказье — традиционно важном для нее регионе, который обеспечивает стране выход на Большой Ближний Восток. Учитывая особенности региональной конфигурации, именно Ереван является политическим ключом Москвы к региональной (закавказской) и суперрегиональной (ближневосточной) политике. Однако эффективное решение серьезных проблем невозможно без сильных и последовательных союзников и партнеров. В данном контексте сильная Армения — это не только гарантия мира и стабильности в регионе, но и дополнительный фактор укрепления позиций России в региональной и глобальной геополитике. Иными словами, Москва должна быть заинтересована в том, чтобы Ереван был первым среди равных.

Необходимо упорядочить и отношения в многосторонних форматах. Членство в ЕАЭС и ОДКБ рассматривалось армянской стороной как возможность укрепления и расширения диалога c Россией. Однако последние события показывают, что ряд проблем в отношениях с другими членами блока негативно отражаются на отношениях Еревана и Москвы. В подобных обстоятельствах обе стороны должны быть заинтересованы в том, чтобы выработать четкие и последовательные стандарты поведения на международной арене для всех членов организаций.    

В современном меняющемся мире, когда обостряется противостояние между крупными державами, голоса малых стран становятся менее слышными, но их глубинное значение возрастает. Как уже упоминалось, Армения — это страна, имеющая доступ к западным и восточным политическим и экономическим элитам благодаря сетевым связям и возможностям своей диаспоры. Россия сегодня сталкивается с рядом серьезных проблем, которые порождают потребность в дополнительных политических коммуникациях. В подобных обстоятельствах небольшой по своим политическим масштабам Ереван может быть посредником в процессе налаживания диалога между различными международными акторами. Уже сегодня Армения, будучи членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), имеет соглашение о всестороннем и расширенном партнерстве с Европейским союзом (ЕС). Это как минимум создает дополнительную возможность для ведения диалога между ЕАЭС и ЕС с одной стороны, а также Россией с ЕС и отдельными европейскими странами — с другой. При формировании предсказуемой стратегической модели российско-армянских взаимоотношений по американо-израильскому образцу страны способны создать новые качественные коммуникационные возможности, без которых будет невозможно вести эффективную политику.

Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.22)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся